ГЛАВНАЯ | АДМИНИСТРАЦИЯ | ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ | ДЕТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ | ГОСТЯМ ГОРОДА

Станцая метро: Петроградская

Улица: Профессора Попова, 10

Телефон: (812) 347-68-98

Вебсайт: http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/house_matjushin/


Музей петербургского авангарда

Дом Матюшина

 

 


Режим работы:

Понедельник

11.00 – 18.00

Вторник

11.00 – 17.00

Среда

Выходной день

Четверг

11.00 – 18.00

Пятница

11.00 – 18.00

Суббота

11.00 – 18.00

Воскресенье

11.00 – 18.00

Касса закрывается на час раньше.
Вход 50-80 р.

 

Постоянная экспозиция Музея петербургского авангарда (Дома М. В. Матюшина) демонстрирует основные этапы становления авангардной культуры в России и многообразие петербургского авангардного искусства 1910-1930-х годов. Здесь представлены уникальные материалы из фондов ГМИ СПб - мемориальные вещи семьи Михаила Васильевича Матюшина; живописные и графические произведениях Михаила Матюшина и Елены Гуро, Алексея Ремизова, Николая Кульбина, Владимира Стерлигова, представителей различных школ и направлений авангардного искусства (школы Казимира Малевича, Павла Филонова и других); книги, манифесты, брошюры, фотографии и другие уникальные материалы, связанные с историей и эволюцией авангардного движения в Петербурге. Синтетический характер экспонируемого материала позволяет раскрыть в целом феномен русского авангарда, в рамках которого создание художественного произведения никогда не являлось самоцелью - важен был процесс творчества, образ жизни и личность творца.

 

Музейная экспозиция в доме М. В. Матюшина состоит из двух разделов: авангард до и после 1917 года; и мемориальной части, посвященной владельцам дома на Песочной улице: художнику-авангардисту, музыканту Михаилу Матюшину и его жене поэту и художнику Елене Гуро.
 


М. В. Матюшин

Зарождение петербургского авангарда традиционно связывают с первым выступлением мастеров «художественно-психологической» группы «Треугольник» на выставке «Современные течения в искусстве» в 1908 году. В состав группы входили будущие лидеры петербургского футуристического движения: Михаил Матюшин, Елена Гуро, Алексей Крученых, Василий Каменский, Давид, Николай и Владимир Бурлюки. Позднее представителей нового футуристического направления объединило общество «Союз молодежи» (1910—1914). Интересы художников-авангардистов распространялись почти на все виды искусства, будь то живопись, литература, театр или музыка. В экспозиции для воссоздания исторической канвы эволюции петербургского авангарда 1908—1914 годов использованы материалы о деятельности «Союза молодежи», литературной группы «Гилея», основанного Матюшиным издательства «Журавль», о постановке оперы «Победа над солнцем» и драмы «Владимир Маяковский».

 

В 1920-е годы в рамках авангардного движения усиливается интерес к вопросам теории искусства и формотворчества. С целью изучения и научного анализа этих проблем в 1923 году был создан Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), в котором работали ведущие художники-теоретики Казимир Малевич, Михаил Матюшин и Павел Филонов. Вокруг них возникли целые школы учеников и последователей. Деятельности ГИНХУКА и феномену «школы» как модели групповых взаимоотношений, характерной для художественной жизни Петрограда—Ленинграда 1920—1930-х годов, уделяется особое внимание в экспозиции.